V Открытый региональный конкурс учебно-исследовательских и проектных работ учащихся по математике и информатике
«От школьных проектов – к научным открытиям»




Подведены итоги конкурса!

В ТГПУ им. Л. Н. Толстого финальный этап V регионального конкурса учебно-исследовательских и проектных работ учащихся 7-11 классов «От школьных проектов – к научным открытиям» впервые прошел в дистанционном формате.


Конкурс проводится университетом c 2016 года и является одним из этапов масштабного проекта – работы специализированного учебно-научного физико-математического центра для мотивированных школьников на базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого.

В 2020 году в конкурсе приняли участие 56 школьников с 6 по 11 класс. Конкурс традиционно проводился по шести номинациям: алгебра, геометрия, реальная математика, информационные технологии, программирование и физика. Общее количество работ составило 51.

Завершилась заочная экспертная оценка представленных работ членами жюри по каждой номинации, определены победители и призеры.

Поздравляем победителей, призеров и всех участников конкурса!

Номинация "Алгебра"

1 место в номинации занял ученик 7 класса МБОУ «Гимназия №20» г. Донской Коростелев Кирилл с работой «Последняя цифра степеней чисел». Члены жюри единогласно оценили проект максимальным количеством баллов, отметив хорошее изложение материала и высокий уровень проведенного исследования. Научный руководитель - учитель математики Бондаренко Ольга Валентиновна.




2 место с небольшим отрывом занял ученик 7 класса МБОУ "Лицей №1" г. Щекино Кацевич Сергей с проектом «Знакомые и незнакомые формулы сокращенного умножения». Работа выполнена на хорошем уровне, но некоторые формулы возможно было применить более рационально, что для математика является важным навыком. Есть повод продолжить свое исследование! Научный руководитель — учитель математики Гребенкина Ольга Николаевна.


3 место заняли ученики 7 класса Алексеев Никита и Втюрин Иван, представлявшие МБОУ "Центр образования №31 имени Р. П. Стащенко", с работой «Диофантовы уравнения. Одна задача – множество решений». Тема является очень актуальной и широко применяемой в олимпиадном направлении в школе, поэтому мы надеемся на продолжение исследований ребят в будущем. Также обращаем внимание на важность оформления работы. Научный руководитель — Сорокина Елена Валерьевна.


Призеры в номинации «Алгебра»:

Гладкова Алина с работой «По следам Шерлока Холмса или методы решения логических задач». Научный руководитель — Кулина Надежда Дмитриевна.

Курбаншоева Александра с исследованием на тему «Признаки делимости натуральных чисел». Научный руководитель — Бондаренко Ольга Валентиновна.

Носкова Екатерина и Усачев Никита с проектом «Комплексные числа, их роль в науке и технике». Научный руководитель — Кацевич Надежда Игоревна.

Рязанцева Кристина с работой «Как люди научились считать время». Научный руководитель — Полякова Анна Юрьевна.

Филиппова Валерия Сергеевна с проектом «Методы решения систем уравнений». Научный руководитель — Рикунова Екатерина Игоревна.



Номинация "Геометрия"

1 место присуждается ученице 9 класса МКОУ СОШ № 11 п. Майский (Узловский район) Бобровской Татьяне с работой «Золотое сечение». Работа посвящена одному из самых удивительных математических понятий – золотому сечению. Этому посвящено достаточно большое количество работ, но в данной работе рассмотрено вся многогранность этого понятия. Работа имеет большой объем, прекрасно оформлена, имеется и исследовательская часть. Научный руководитель — учитель математики Карнова Наталья Николаевна.



2 место заняла ученица 7 класса МКОУ "СШ №3" г. Ефремов Колесникова Елена с исследованием на тему «Геометрия и архитектура». Работа посвящена геометрическим формам в архитектурных объектах. Очень приятно, что, начав систематически изучать геометрию, автор уже пишет о связи геометрии с реальным миром. В работе анализируются различные архитектурные объекты на предмет наличия в них геометрических фигур. Научный руководитель — Полякова Анна Юрьевна.



Призером в номинации «Геометрия» стал ученик 10 класса ГОУ ТО «Яснополянский образовательный комплекс им Л. Н. Толстого» Щекинского района Засецкий Илья с проектом «Непротиворечивость неевклидовой геометрии». Замечательно, что школьники знакомятся с геометриями, отличными от геометрии Евклида, изучаемой в школе. Вопросы же классификации геометрий лежат вне уровня доступного школьнику. Алгебраическая геометрия с этой точки зрения к геометрии вообще не относится. Работа и презентация хорошо оформлены. Научный руководитель — Кормачева Елена Владимировна.



Остальные ученики получат дипломы участников Конкурса.


Номинация "Реальная математика"

1 место присуждается ученику 7 класса ГБОУ СОШ "Образовательный центр имени В.Н.Татищева» п. Челно-Вершины Самарской области Мурзякову Егору с исследованием на тему «Исследование условий кредитования и выбор кредита на покупку нового автомобиля». Работа заслуживает самой высокой оценки, очень хорошо оформлена, очень конкретна. Сначала были проанализированы различные виды кредитования, направленные на покупку нового автомобиля. На примере своей семьи, опираясь на информацию от банков, были произведены расчеты. Был сделан вывод, что для данной семьи выгоднее взять потребительский кредит, чем автокредит. Научный руководитель — Савинова Наталья Сергеевна.



2 место заняли ученики 10 класса МБОУ "СШ №4" г. Щекино Алиев Наиль и Лиценко Даниил с работой «Тригонометрия вокруг нас». В работе подробно рассмотрена история создания тригонометрии и ее приложения. Интересна связь тригонометрических функций с биоритмами человеческого организма. Научный руководитель — Кацевич Надежда Игоревна.



3 место заняла ученица 7 класса МКОУ "СШ №3" г. Ефремов Горина Елизавета с проектом на тему «Пропорция в жизни человека». В работе рассмотрены различные виды пропорций, в том числе и золотое сечение. А по сути, в работе рассмотрены различные виды функциональной зависимости, возникающие в разных областях человеческой деятельности. Работа выполнена в форме презентации, но достаточно подробна. Научный руководитель — Полякова Анна Юрьевна.



Призером в номинации «Реальная математика» становится ученица 7 класса МКОУ "СШ №3" г. Евремов Полковникова Елизавета с исследованием «Из истории дробей». В работе подробно изложена история возникновения и развития дробей. Интересная и очень полезная работа. Работа хорошо оформлена, выполнена в форме презентации. Научный руководитель — Полякова Анна Юрьевна.


Остальные школьники получат дипломы участников.


Номинация "Информационные технологии"

Членами жюри было принято решение разделить работы на 2 возрастные группы, в каждой из которых определить победителей и призеров.

Возрастная группа «Основное общее образование»


1 место поделили между собой 2 работы учеников 7 класса МБОУ «ЦО № 23» под руководством Ваныкиной Галины Владиславовны. Трещев Илья с личной работой «Автоматизированная дверь» представил интересный и актуальный проект, имеющий большую практическую значимость. Исследование предполагает необходимость интегрирования знаний и умений из различных областей науки, что подчеркивает сложность его реализации. Также победителями стали Трещев Илья и Черемных Лев с общим проектом «Моделирование программируемого робота-манипулятора для демонстрации решения математических задач». Работа отличается высоким научным стилем изложения, тщательностью исполнения и продуманным и подробным описанием каждого из выполненных этапов. Имеет практическую значимость и ценность в сфере образования, а также для всех тех, кто увлекается робототехникой.






2 место заняла ученица 9 класса МКОУ "СОШ № 3" г. Новомосковск Кузина Алина с проектом «Обучающая система по теме «Системы счисления». Проведена большая исследовательская работа, результаты которой отражены в тексте реферата на достаточно высоком научном уровне. Работа отличается грамотным подходом и подробным описанием основных этапов разработки обучающей системы. Научный руководитель — Гусева Наталья Александровна.


3 место присуждено ученику 9 класса МБОУ Воскресенская СОШ Филипцеву Роману с исследованием на тему «Визуальное программирование». Тема проекта актуальна и интересна. В работе рассмотрены основные возможности и преимущества визуальных сред программирования, приведены интересные факты из данной области, подчеркивающие научный подход к рассматриваемой теме. Научный руководитель —Коняхина Татьяна Александровна.





Возрастная группа «Среднее общее образование»

1 место заняла ученица 11 класса МБОУ «СОШ №1» г. Серпухов Колотилина Христина с работой «Web-сайт путеводитель по городу Серпухов». Материал представленного проекта достаточно актуален, грамотно проработан и изложен. Видна сложная и плодотворная работа не только в техническом плане, но и при подборе материала для заполнения контента сайта. Особо хочется отметить грамотное изложение и оформление представленных результатов работы. Научный руководитель — Ржаных Ольга Сергеевна.


2 место присуждено совместной работе учеников 11 класса МБОУ «СОШ №1» г. Серпухов Коноплину Денису и Корсакову Даниле «Создание шаблона игры». Тема проекта достаточно интересна и грамотно изложена, реализация проекта затрагивает как область программирования, так и информационные технологии, что подчеркивается сложность ее исполнения. Научный руководитель — Ржаных Ольга Сергеевна.


3 место занял ученик 10 класса МБОУ - лицей №2 им. Б. А. Слободскова Юдин Владимир с проектом «2-d компьютерная графика «Подвиг Гастелло». Работа отличается творческим подходом к ее исполнению, научным стилем изложения основных этапов выполнения работы, грамотно оформленной структурой и полнотой предоставленных материалов. Научный руководитель — Соболева Юлия Анатольевна.


Номинация "Программирование"

В данной номинации были представлены 4 работы самого юного школьного возраста — 6 класса, представившие свои разработки на языке программирования Scratch, поэтому членами жюри было решение разделить проекты на 2 группы, в каждой из которых определить победителей и призеров.

Номинация «Программирование»: программирование на языках высокого уровня и языках приложений.


1 место занял ученик 10 класса МБОУ "Гимназия №1 - ЦО" г. Щекино Лохмачев Иван с проектом «Разработка учебного пособия на тему «Системы счисления». Результатом исследования является обучающая программа-тренажер в среде объектно-ориентированного программирования VBA, выполненная в Microsoft Excel. У членов жюри была возможность протестировать работу тренажера, которая выполнена очень аккуратно. Рекомендуем для будущего расширения системы обучения и тестирования, тем более это учено удобно в рамках дистанционного обучения. Научный руководитель — Никулина Любовь Валентиновна.



2 место поделили 2 участника: ученица 9 класса МКОУ Дубенская СОШ Седова Елизавета с проектом «Разработка программы компьютерного тестирования на языке Lazarus» под руководством Сомовой Натальи Юрьевны и ученик 7 класса МБОУ «ЦО № 23» Черемных Лев «Тренажёр скорости устного счёта» Ваныкиной Галины Владиславовны. Оба участника представили разработку системы тестирования, но, к сожалению, протестировать работу программы Льва жюри не смогло, а при тестировании программы Елизаветы обнаружились недочеты по обработке ответов.






3 место заняла ученица 9 класса МКОУ "СОШ № 3" г. Новомосковск Береснева Дарья с проектом «Школа ремонта» на языке Pascal. Тема исследования является актуальной в любое время, а разработка программы, способной упростить подсчеты материалов, будет полезным помощником людей. Но данная область является очень многогранной в качестве выбора материалов, поэтому рекомендуем продолжить исследования в это области. Научный руководитель — Гусева Наталья Александровна.



Номинация «Программирование»: программирование в Scratch

Все участники данной номинации представляют 6 класс МБОУ - лицей №2 имени Б. А. Слободскова под руководством Гербут Светланы Сергеевны. Текст и презентация работ выполнены очень достойно и аккуратно, поэтому распределение мест осуществлялось с помощью тестирования разработанных программ.

1 место занял Серёгин Артем с темой «Интерактивная прогулка по Тульскому Кремлю». Наиболее четко, на наш взгляд выполнена работа по осуществлению взаимодействия с объектами на платформе.



2 место присуждено Михееву Егору с разработкой «Интерактивный проект в Scratch, посвященный Сталинградской битве». Приведен логично изложенный материал, доступный для пользователя, позволяющий ему не запутаться при использовании проекта.



3 место заняли Есикова Полина с темой «Города-герои: история и интерактивное знакомство» и Ким Иван и исследованием «Разработка проекта-игры «Таинственный Кремль». Выбранные темы являются актуальными, которые вполне возможно использовать на практике. Советуем доработать проекты, наполнив их большим материалом и более четким взаимодействием с пользователями.




Номинация "Физика"

1 место в номинации занял ученик 8 класса МБОУ Воскресенская СОШ Селезнев Михаил с проектом на тему «Изготовление батарейки в домашних условиях», получивший почти максимальный балл от членов жюри. В работе присутствует весьма интересные теоретическая и практическая составляющие. Уделено внимание вопросам экологии. Научный руководитель — Прялочникова Нина Юрьевна.



2 место присуждено ученице 11 класса МКОУ «СОШ №1 П.Теплое» Алавердовой Диане с исследованием «Использование метана в производстве метанола и аммиака на заводе ООО ОХК «Щекиноазот», п. Первомайский». Достоинством работы является ее оригинальность. Недостатки — опечатки в тексте. Не выделена информация об экологичности. В работе следовало бы описать сделанные фотографии, а также собственную деятельность в процессе выполнения проекта, привести в сравнение другие технологии. Отметим, что Диана является ежегодным нашим участником Конкурса с самого его начала, несмотря на то что свое будущее она связывает с химией и биологией.


3 место занял ученик 11 класса МКОУ "Волчье-Дубравская СОШ" Тепло-Огаревского р-на Агафонов Антон с исследованием «Трансформатор Тесла». Достоинство работы — экспериментальный характер. Недостатки. В работе сказано, что открытия Теслы не находят применения в современном мире. На самом деле это не так. Тесла автор большого количества патентов, связанных с переменным током, радиоуправлением, радиопередачей. Модель радиоуправляемой подводной лодки в музее Теслы. В работе может также стоило описать свою деятельность в процессе изготовления устройства, его параметры. Например, сколько витков в каждой катушке, способ их изготовления. Научный руководитель — Савосина Надежда Владимировна.



Остальные школьники получат дипломы участников.



Контактная информация:

Телефон: 8(4872) 65-78-29 (деканат факультета математики, физики и информатики).

Cайт Koнкурса – http://fmsh.tsput.ru/competition_5.php