Открытый региональный конкурс учебно-исследовательских и проектных работ учащихся по математике и информатике
«От школьных проектов – к научным открытиям»



Подведены итоги!


В ТГПУ им. Л.Н. Толстого завершился первый Открытый региональный конкурс «От школьных проектов – к научным открытиям». В оргкомитет поступило более сорока учебно-исследовательских и проектных работ школьников по математике и информатике.


В очном туре старшеклассники из разных районов состязались в пяти номинациях: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика», «Программирование», «Информационные технологии». В своих проектах подростки выходили за рамки школьной программы, осваивая новые разделы математики, предлагая свои варианты использования математических закономерностей, исследуя возможности информационных технологий. Каждый из участников подготовил презентацию и ответил на вопросы жюри.

Перед началом презентации проектов к участникам конкурса обратился министр промышленности и топливно-энергетического комплекса Тульской области - директор департамента промышленной политики Д.А. Ломовцев. Он отметил, что в регионе многое делается для развития научно-технического творчества и пожелал школьникам стремиться к новым вершинам.


"–Очень важно, что конкурс проводится в рамках реализации проекта «Юношеская областная физико-математическая школа ТГПУ им. Л. Н. Толстого как развитие инновационной среды предуниверситетского образования», – сказал Дмитрий Алексеевич. – Этот масштабный проект открывает мир науки для многих старшеклассников. Физико-математическое образование, информационные технологии – наиболее перспективные и важные для Тульской области сферы. Развитие современной промышленности требует квалифицированных кадров, а подготовка специалиста должна начинаться еще в школьные годы."

Проректор ТГПУ им. Л.Н. Толстого по научно-исследовательской работе К.А. Подрезов пожелал успехов всем участникам, высказал надежду, что конкурс, который прошел в первый раз, будет расти и развиваться еще многие годы, как и многие другие инициативы. Сильный импульс развитию регионального физико-математического образования дало открытие в 2014 году специализированного учебно-научного центра для мотивированных школьников на базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Константин Андреевич также поблагодарил школьных педагогов, умеющих заинтересовать детей наукой.


Декан факультета математики, физики и информатики ТГПУ им. Л.Н. Толстого И.Ю. Реброва отметила, что радостно было увидеть у школьников большой интерес к конкурсу:

"–Работы пришли из многих городов Тульской области, причем авторы многих из них посещают занятия специализированного учебно-научного центра «Юношеская областная физико-математическая школа». Преподаватели университета читают лекции, проводят семинары, которые пробуждают у школьников интерес к науке, и это приносит свои плоды. Не только преподаватели, но и студенты, магистранты, аспиранты нашего факультета принимали большое участие в подготовке и проведении конкурса, что обеспечивает преемственность поколений в науке."

Кроме того, Ирина Юрьевна отметила, что среди педагогов, подготовивших участников конкурса, – выпускники факультета математики, физики и информатики, некоторые из которых совсем недавно окончили университет, но уже привезли на конкурс своих учеников.

Образовательная среда университета многообразна, подчеркнула И.Ю. Реброва:

– В 2013 году в рамках реализации Концепции развития математического образования в РФ на факультете математики, физики и информатики возобновилась реализация регионального проекта «Турнир математических боев школ Тульской области». Решение задач – лучший способ имитации исследовательской деятельности. В то же время, математический бой – это соревнование не только в умении решать достаточно сложные математические задачи, но и в умении представлять свои и проверять чужие решения, в умении оппонировать. В 2016 году проходит уже третий турнир, и сегодня среди участников Конкурса немало активных «бойцов»!

Следует отметить, что специализированный учебно-научный центр создан при финансовой поддержке Правительства Тульской области. Этот долгосрочный и масштабный проект вызвал большой интерес у школьников. Почти 300 человек из различных районов Тульской области посещают лекции и комбинированные виды занятий ведущих специалистов в области математики, физики и информатики, которые проводятся на регулярной основе в соответствии с программой и расписанием занятий.

У коллектива преподавателей факультета математики, физики и информатики есть еще много идей и проектов. С октября 2015 года реализуется программа дополнительного образования для учащихся 5-6 классов «Академия занимательной математики». В мае 2016 года планируется проведение Всероссийской научной конференции школьников. Организаторы уверены, что все эти и многие другие проекты удастся реализовать при активном взаимодействии со школьным педагогическим сообществом и при дальнейшей поддержке Правительства Тульской области.

В номинации "Алгебра" были выявлены 2 победителя: ученица 7 класса Королева Полина с работой "Цепные дроби" и ученик 10 класса Беляков Алексей с докладом на тему "Исследование уравнений третьей степени с действительными коэффициентами". Лауретатами Конкурса признаны: ученица 7 класса Дудукина Полина с темой "Загадочные магический числа", ученица 9 класса Науман Алина с докладом "Инварианты и их применение при решении задач по математике" и ученик 10 класса Кажикин Кирилл с работой "Математика в военном деле". Финалистами стали: ученица 7 класса Алавердова Диана с работой "Вынесение общего множителя за скобки", ученик 8 класса Кузьмичёв Михаил с докладом "Десять способов решения квадратных уравнений" и ученица 10 класса Богачева Елизавета с проектом "Решаем тригонометрические уравнения и системы уравнений (тип С1): тематический сборник заданий со справочным материалом для подготовки к ЕГЭ". Ученики 7 и 9 классов Пожилов Мизаил и Егорова Ирина стали участниками Конкурса с работами на темы "Энергичные числа" и "Метод математической индукции как эффективный метод доказательства гипотез" соответственно.

В номинации "Геометрия" также было 2 победителя: ученица 7 класса Журина Алёна с работой "Геометрия на службе алгебры" и ученик 10 класса Калмыков Константин с докладом на тему "Решение трехгранных углов". Лауретатами Конкурса стали: ученики 8 класса Воробьева Софья и Булгаков Арсений с проектами "Принцип золотого сечения, как высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей" и "Симметрия как основной принцип мироздания", а также ученик 10 класса Игнатьев Евгений с докладом "Архимедовы тела и фуллерены". Остальные участники стали финалистами: ученики 7 класса Минина Юлия и Селенко Павел с работами "Симметрия в природе, науке и в архитектуре" и "Решение задач на построение с помощью циркуля и линейки", ученица 9 класса Гурьянова Алина с проетом "Решение задач на построение с помощью циркуля и линейки".

Номинация "Реальная математика" была самая многочисленная. Победителем в ней признана ученица 9 класса Петрунина Анастасия с проектом на тему "Проценты и кредиты". Лауреатами Конкурса стали: ученики 7 класса Гусева Елизавета и Анисимов Максим, выступавшие в паре, и Черных Лидия с докладами "Экскурсионный маршрут «Моя малая Родина»" и "Музыка и математика – сестры", а также ученик 8 класса Сафронов Роман с работой "Математика в жизни моей семьи". Финалистами стали: ученики 7 класса Брусенцова Анна и Мишин Павел с докладами "Нумерология в нашей жизни" и "Математика и нумерология", ученица 8 класса Ручкина Маргарита с темой "Дата рождения и судьбы. Квадрат Пифагора" и ученицы 9 класса Зайцева Ксения и Михель Оксана с работами "Пояс астероидов" и "Дисконтирование в экономике как приложение сложных процентов". Ученики 9 класса Логвиненко Карина и Тараканчиков Егор с проектами "Теория вероятности в математике и вокруг нас" и "Кредиты и их особенности"Б а также ученики 11 класса Атоулова Алина и Слабов Андрей, участвовавшие с парной работой "Математический взгляд на игру футбол", стали участниками Конкурса.

Наоборот, номинация "Программирование" была самая малочисленная по количеству участников. Несмотря на это, работы были на высоком уровне. Были выявлены 2 победителя: ученик 7 класса Ковалев Андрей с работой "Программа тестирования учащихся по школьным предметам" и ученик 10 класса Носков Фёдор с проектом на тему "Интерпретатор «Яблочко»: от обучающей программы к естественному языку программирования". Лауретатами Конкурса стали: ученик 8 класса Ермолин Алексей с проектом "Криптография: история и современность" и ученица 11 класса Поварова Елизавета с работой "Режим дня для детей". Остальные участники стали финалистами: ученики 7 класса Савонов Роман и Семенов Григорий работой "Лабиринты. Поиск выхода".

В номинации "Информационные технологии" были выявлены 2 победителя: ученик 8 класса Киселёв Егор с работой "Создание круговых панорам" и ученица 10 класса Панкратова Анастасия с проектом на тему "Разработка БД «Электронная периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» средствами Microsoft Office Access". Лауретатами Конкурса стали: ученицы 7 класса Бочарова Татьяна и Голубова Екатерина с проектом "Связанные сетью", Казеннов Максим с докладом "Компьютерное моделирование в КОМПАС 3D", а также ученицы 10 класса Максимова Кристина и Миронова Анастасия с работой "Использование программы Microsoft PowerPoint при создании электронных образовательных ресурсов". Остальные участники стали финалистами: ученица 7 класса Каюк Елена с работой "Веб-камеры мира", ученик 8 класса Глянцев Захар с проектом "Создание интерактивных тестов в тестовой оболочке easyQuizzy", ученицы 8 класса Кучерова Яна и Сапрыкина Софья с темой "Облако. Новые технологии хранения данных", а также ученица 9 класса Маркова Виктория с работой на тему "Компьютерная зависимость".